ПУТИ СТЕПНЫХ НАРОДОВ



Глава 1. Краткий очерк предистории цивилизации Евразии.


Краткая история степей Евразии. Как известно, Евразийские степи протянулись широкой полосой почти на пять с половиной тысяч километров. От Карпат на западе до Большого Хингана на востоке на границе Монголии с Маньчжурией. Кроме того есть два небольших степных участка, которые расположены отдельно. Это венгерская пушта между средним течением Дуная и Тисой. Второй участок в Башкирии. Степи Евразии всегда обладали богатой фауной. Они имели многочисленные стада диких лошадей «европейского тарпана и лошадей Пржевальского», сайгаков, диких овец, степных зубров, вепрей, степных волков. В степях водились даже львы до XII века включительно.

После окончания ледникового периода около 12 тысяч лет назад, длительное время в степях проживали охотники и собиратели. В западной части степей от Карпат до Волги обитали носители северокавказской языковой семьи. Это далекие предки чеченцев, лезгин, карачаевцев, абхазов и других многочисленных народов Северного Кавказа. Север средней части степи от Волги до Алтая и Минусинской котловины населяли представители Урала – юкагирской языковой семьи. Это предки хантов, манси, венгров, селькупов, ненцев, энцев, нганасан и юкагир. Среднеазиатские степи населяли носители эламо - дравидийской языковой семьи. Это предки вымерших эламитов юго-западной части современного Ерана, брагуи южного Афганистана и юго-западного Пакистана, а так же предки дравидоязычных народов Индии: телугу, малаян, тамилы, гонды и другие.

В восточной части от Тарбагатая до Большого Хингана обитали предки тюркских народов «турков, татар, ногайцев, азербайджанцев, туркмен, казахов, узбеков, тувинцев, тофалар, киргизов и других», монгол, калмыков, тунгусов, маньчжур, корейцев, японцев.

Самая многочисленная языковая семья современного мира это индоевропейская. Она сформировалась около семи тысяч лет назад на территории Малой Азии. Ее носители в этот период представлены археологической культурой Чатал – Хуюк. В это время прединдоевропейцы имели присваивающее хозяйство «скотоводства и земледелие». Через несколько сотен лет прединдоевропейцы двинулись на запад. Они заселили Балканский полуостров и бассейн Дуная. Они представлены в этот период археологическими культурами Караново в Нижнем Подунавье, Лендъел и Винча в Среднем. Позже они заселили всю Европу за исключением севера Скандинавии. В ходе расселения прединдоевропейский язык начинает дифференциацию на отдельные диалекты, которые потом стали отдельными языками, а позже отдельными ветвями и самостоятельными языковыми группами.

В настоящее время индоевропейская языковая семья насчитывает, с учетом исчезнувших, 15 языковых групп. Это исчезнувшие тохарская, хетто-лувийская, венетская, фракийская, иллирийская и существующие славянская, балтская, германская, кельтская, романская, армянская, греческая , иранская, дардская и индоарийская. В четвертом тысячелетии до нашей эры в Европе, как и во всем мире наблюдался климатический оптимум. Даже в Скандинавии рос виноград. Хозяйство индоевропейских групп преуспевало. Появились первые города с населением до 10-15 тысяч человек. Однако в конце этого тысячелетия грянул очередной климатический кризис. Стало значительно холоднее и суше. Массы индоевропейцев двинулись на юг. В горные районы Балканского полуострова, где было несколько теплее и больше влаги. Другая часть направилась на восток в степи. Первыми пошли предки тохар. На Северном Кавказе они оставили гидроним Терек, что в переводе означало, по-видимому, «льющиеся». В Западной Сибири о пребывании в ней тохар напоминает гидроним река Тура. От Волги до Минусинской котловины тохары оставили памятники афанасьевской археологической культуры. Вслед за тохарами на восток пошли и греко–армяно-индоиранцы. Эта общность представлена от Карпат до Волги древнеямной культурой. Ямники в третьем тысячелетие до нашей эры приручили европейского торпана и изобрели колесо. Они жили оседло и занимались пастушеским скотоводством и земледелием. Позже предки греков и армян вернулись в Среднее Подунавье. В середине второго тысячелетия до нашей эры армяне уже на востоке Малой Азии. А греки заселяют юг Балкан, острова Эгейского моря и запад Малой Азии.



Глава 2. Индоиранская эпоха евразийских степей.


В европейских степях индоиранцы делятся на индоариев, которые представлены катокомбной культурой в Причерноморье, Крыму и в степях Северного Кавказа. Они оставили гидронимы Днестр, Днепр, Дон, Северский Донец и Кубань. Древние иранцы оставили от себя полтавкинскую культуру в Поволжье. В середине второго тысячелетия до нашей эры европейские степняки изобретают боевую колесницу. И начинают стремительное движение на восток. Первыми переходят Волгу индоарии. В Западной Сибири и Казахстане они оставили памятники алакульской и федоровской культур. Позже индоарии двигаются на юг и к XIV веку до нашей эры достигают Пенджаба в Северной Индии, где уничтожают цивилизацию дравидов Мохенджо – Даро и Хараппа. Согласно древнеиндийского трактата IV века до нашей эры древнеиндийское общество делится на три варны. Высшую брахманов, среднюю кшатриев и низшую вайшьев. Брахманы это жрецы, кшатрии воины, вайшьи это производители материальных благ. Покоренное население индоариями назывались шудрами. В трактате указано также, что дети от смешанных браков кшатриев с шудрянками именуются УГРА. Но таковая стратификация появилась, естественно, за долго до прихода ариев в Индию. По нашему мнению, находясь в Западной Сибири арийские кшатрии вступая в браки с женщинами местного угорского населения, дали начало новой социальной группе, что отразилось в появлении этнонима «ЮГРА». Часть индоариев из северокавказских степей уходят на юг в Переднюю Азию, где на территории современной Сирии и Палестины образовывают государство Митанни. В конце второго тысячелетия до нашей эры они на 150 лет завоевывают Египет. Египтяне их именуют гиксосами. Большую часть гиксосов составляли примкнувшие к ним еще в передней Азии древние евреи. После свержения власти гиксосов над Египтом, гиксосы сами оказались под египетским игом. От сюда и библейские предания о египетском пленении евреев. Знаменитый гидроним Иордан в Палестине индоарийского происхождения. В переводе это арийская река. Кроме того, власть в Вавилонии захватила другая ветвь индоариев касситы. На Кубани. в Приазовьи и в Крыму до Раннего Средневековья обитали индоарийские народы: меоты, синды, дандарии, язаматы и тавры. После ухода большей части индоариев евразийские степи занимают многочисленные иранские племена. Следует заметить, что индоарии мигрировали не только на восток и на юг, а возможно и на запад. Дело в том, что река По в Северной Италии в древности называлась Эридан.

Надо напомнить уважаемому читателю периодизацию истории человечества, принятую археологами и историками. Это палеолит, то есть древнекаменный век с миллиона лет до десяти тысяч лет до нашей эры. Далее мезолит – среднекаменный век до VII-V тысячелетия до нашей эры. Неолит(новокаменный век), длившийся до третьего тысячелетия до наше эры. Энеолит – меднокаменный век, длившийся около тысячи лет. Бронзовый век. Это второе и первая половина первого тысячелетия до нашей эры. Бронзовый век делят на раннюю и позднюю бронзы. Потом идет ранний железный век. Это вторая половина первого тысячелетия до нашей эры и первая половина первого тысячелетия нашей эры. В развитых обществах этот этап человеческой истории называется древность. С конца пятого века до XV-XVII веков Средневековье. После, до начала XX века Новое время. XX век и XXI век это Новейшее время.

В конце периода ранней бронзы, иначе в XIII-XII веках до нашей эры в долину реки Хуанхэ, где проживали китайцы-земледельцы-рисоводы. Во главе которых стояла местная династия Ся, с севера, с монгольских степей вторгся народ на боевых колесницах, сверг местную династию и установил свою – Шан. По нашему мнению Шан это Сан. В индоевропейских языках слово Сан имеет много значений. Это и святой, и величественный, и доблестный. В тот период в степях Монголии обитал только один индоевропейский народ – тохары. В долине Хуанхэ после воцарения династии Шан появляются первые города и китайская цивилизация начинает бурно развиваться. Дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы может служить слово лошадь. В китайском языке слово лошадь – «МА», а в тохарском – МАРХ.



Глава 3. Древнеиранский период степной Евразии.


После ухода из степной Евразии индоариев и тахар степи безраздельно принадлежат древним иранцам. В поздних персидских источников евразийские степи именуются – Арьяварта «Арийский простор». В эпоху бронзы иранцы продолжают жить оседло и занимаются пастушеским скотоводством и земледелием. Социальная стратификация иранцев аналогична индоарийской, но именуются иначе. Это атраваны – жрецы. Ратайштары «стоящие на колесницах» - воины-колесничие. Вастрьявшуянты – производители материальных благ. И гойты – покоренное иноязычное население и их потомки. Эти социальные единицы именовались пиштра, что в переводе цвет. Жрецы носили белые одежды. Воины колесничие – красные, цвет крови и огня. Скотоводы и земледельцы одевались в синие, цвет достатка и благосостояния. Представители каждой пиштры жили раздельно, в разных поселках. Например, на Южном Урале в XX веке археологами открыт целый город эпохи бронзы Аркаим, Они установили что он принадлежал жрецам. На территории юга Тюменской области обнаружено несколько укрепленных городков ратайштаров. Умерших и погибших древние иранцы хоронили под курганами. Они поклонялись богу солнца. В конце 2-го тысячелетия до нашей эры избыточное население степной Евразии несколькими волнами уходит на юг на территорию современного Ирана и Средней Азии. Это мидийцы на территории северо-западного Ирана и персы на месте юго-западного. Ушедшие в Среднюю Азию смешались с индоариями и дали начало новой языковой группе – дардской, в которой прослеживаются черты иранской и индоарийской групп.

В 9-ом – 7-ом веках до нашей эры древние иранцы переходят к яйлажному, а позже и к кочевому скотоводству. Если раньше они передвигались на колесницах, то теперь они освоили верхового коня. К тому же они начинают добывать железо. Прежняя социальная структура исчезает и теперь подавляющая часть населения это конные воины, вооруженные луками и короткими мечами (акинаками). Скотоводством теперь занимаются потомки покоренных народов – рабы. В степях Алтая где-то в 8 веке до нашей эры появляется новый народ – саки. Они считают себя потомками бога солнца, которого изображали в виде оленя. Они делали татуировку в виде оленя на левом плече. Олень на древнеиранском языке обозначался словом САКА. К стати в русском языке есть слово сохатый то - есть лось. Женщины у саков были равноправными с мужчинами. Когда степные кочевники впервые стали грабить Древнюю Грецию, то эллины впервые увидев наездников посчитали их за смесь людей с лошадьми и назвали их кентаврами. А увидев большие отряды женщин – наездниц, стали именовать их амазонками. Царицу амазонок они назвали Ипполита, что в переводе конная. Древнеиранских племен было около полутора сотен, но до нас дошло только несколько десятков. Это скифы Северного Причерноморья, массагеты Западного Казахстана, что в переводе большие саки. Саки – амиргюй, кочевавшие в Туркмении. Саки – тиграхауда, кочевавшие на территории Узбекистана и Северного Афганистана. Усуни – Семиречья и Синьзяня. Исседоны – Северного Казахстана и юга Западной Сибири. Между прочим в персидских источниках причерноморские скифы названы сака - парадрайя, что означает «саки заморские». В степях от Дона до Волги кочевали савроматы, у которых вождями были традиционно женщины. В третьем веке до нашей эры Причерноморские скифы оседают на землю и у них появляется государство со столице в городе Неаполь в Крыму. В это же время на земли савроматов с востока вторгаются хорваты, которых у нас по ошибке называют сарматами. Они во втором веке до нашей эры уничтожают скифское государство и начинают набеги на Европу. Сарматы делились на несколько племен. Это языги, кочевавшие во втором веке до нашей эры от Карпат до Днепра. Роксаланы от Днепра до Дона. Сираки кубанских степей. Аорсы обитавшие от Дона до Волги. Верхние аорсы Западного Казахстана. Аланы Южной Сибири и Северного Казахстана. Во втором веке до нашей эры у значительной части кочевых иранских племен появляются катафрактии, то - есть тяжело вооруженные всадники, главным оружием которых является копье и длинный меч. В этом же веке из племенного союза Северного Казахстана, которых ошибочно называли верхние аорсы, а на самом деле они носили имя даи, на территорию Туркмении уходат некие парны. Вскоре они уничтожают Сасанидский Иран и образуют Парфянскую империю с династией Аршакидов во главе. Они начинают соперничать с Римской империей. Римский полководец Марк Лициний Красс был ими разгромлен в битве при Каррах в Северной Месопотамии. Парфянский полководец Сурена приказал залить Крассу глотку золотом, а пленных легионеров направить в столицу парфии Нису на строительство дворцов.

Во втором веке нашей эры языги откачевывают на территорию Восточной Венгрии. Лет через пятьдесят туда же приходят роксаланы. В конце 4-го века после появления гуннов в Причерноморье в Среднее Подунавье уходят аланы. А после вторжения гуннов в Подунавье аланы и германский народ вандалы вторгаются в Западную Римскую империю на территорию Галлии. После давления на них германцев – вестготов они уходят в Испанию и в 429 году через Гибралтар переправляются в богатейшую римскую провинцию Африка, где создают вместе с вандалами государство со столицей в городе Карфаген. Так закончилась иранская эпоха евразийских степей. Кстати, современной России есть Скифская республика. Это республика Саха – Якутия.

Остается только добавить, что антропологически древние индоарии и иранцы отнюдь не были похожи на современных индийцев и персов, потому как те получили небольшой генетический вклад. Древние индоиранцы фактически полностью походят на русских и украинцев. В древне индийских приданиях арии пришедшие на Индостан были высокие, голубоглазые и белокурые.

С 7-го по 5-тый век до нашей эры в степях Причерноморья кочевал неясной языковой принадлежности народ киммерийцы. Они регулярно совершали набеги на Ассирию и государства Малой Азии. В русских преданиях они называются кумирами. Таким образом слово кумир в русском происходит от названия этого древнего народа. Киммерийцы представлены срубной археологической культурой. Название свое эта культура ведет от обряда захоронения в деревянных срубах под курганами. В 6-ом веке до нашей эры скифы кочевавшие до этого вторгаются в Мидию. После 25-ти лет обитания в этой стране мидийский царь Киаксар приказал перебить скифских вождей на пиру. Потеряв предводителей, скифы уходят в степи Северного Кавказа. Начинается длительная скифо–киммерийская война, в которой последние проиграли. По понто–балтийскому коридору киммерийцы уходят в Ютландию.

Во 2-ом веке до нашей эры киммерийцы вместе с тефтонами и амбронами идут на юг, пытаясь поселиться в Северной Италии. Римляне именуют киммерийцев кимврами и считают что кимвры, тефтоны и амброны это германцы. Римляне в нескольких битвах разгромили все три народа и кимры надолго исчезают с их поля зрения. В первом веке нашей эры римляне покоряют Британию, которую населяют кельтоязычные народы. В современном Уэльсе Англии живут валлийцы, как их называют англичане. Сами валлийцы именуют себя – КИМРИ.

Мы полагаем, что киммерийцы, кочевавшие в степях Евразии, говорили на кельтском языке. Дополнительными аргументами этому служат и аналогичная древнеиранской социальная стратификация и поклонение котлу, характерному для кочевников и многочисленные языковые кельто-иранские изоглоссы и богатая мифология, совпадают с иранской, и предания о далекой степной прородине.



Глава 4. Угро-самодийский этап степной истории Евразии и кто такие злато-любивые косоносцы.


Легенда сибирских татар гласит, что в лесостепи Притоболья внезапямятные времена обитал народ, который разводил скот, и назывался сипыр. Казанские ученые считают, что сипыры говорили на тюркском языке.

С 5-ого века до нашей эры по 5-тый век нашей эры в лесостепной полосе Западной Сибири от Урала до Иртыша существовала саргатская археологическая культура. Византийский хронист Приск Панийский пишет, что в 463 году в Константинополь прибыло посольство от кочевников Северного Кавказа и потребовала дани. До этого ромеи платили воизбежание набегов северокавказским сарагурам. Послы заявили, что они покорили сарагур и имеют право на дань. Византийской летописи эти завоеватели названы суварами.

Еше в 4-ом веке до нашей эры в степях Монголии появляется новый племенной союз хунну. Они после ожесточенной войны с юэчжами, которые кочевали к западу от Монгольского Алтая разгромили их и заставили уйти в степи Казахстана. Позже эфталиты, как на самом деле именовали себя юэчжи, уходят на юг в земли Афганистана и Пакистана. Ныне это народ абдали, говорящий на иранском языке.

После ряда кровопролитных воин с китайцами часть хунну покорилось, а другая во главе с вождем Чжи-Чжи уходит в Северный Казахстан и Южную Сибирь. В конце 4-го века нашей эры гунны, как их теперь именуют европейские авторы, разгромив ираноязычных алан в Предкавказье и уничтожив государство германоязычных остготов в Северном Причерноморье вскоре появились во главе с вождем Аттилой на границе с Восточной Римской империей.

Они покоряют славян в Среднем Подунавье, германские народы: вестготов, гепидов, лангобардов, бавар, тюренгов, саксов, франков и бургундов. В 451-ом году Аттила, получив дань от Византии двинул свои войска для покорения западной Римской империи в Галлию. Там на каталаунских полях произошла битва народов, названная так потому, что на стороне римлян воевали многие германские народы, как и на стороне гуннов. Аттила проиграл и через два года был убит своей германской наложницей Сунильдой во время брачной ночи в 453 году. Сыновья Аттилы проиграли битву с восставшими германцами при Недао и ушли с остатками гуннов в Причерноморье.

Языковая принадлежность гуннов до сих пор вызывает многочисленные споры. Одни считают, что они говорили на неразделенном тюрко-монгольском языке, потомкам которого является чувашский. Другие думают, что это был славянский язык. Это бредовая идея основана на том, что гунны на пирах пили хмельной напиток медос. Это мед который им давали подневольные славяне. Последнее время ученые приходят к выводу, что язык гуннов угорский. Это значит, что гунны языковая родня манси, хантам и венграм.

На основании многих других нарративных источников с IV по IX век включительно в степях Восточной Европы кроме гуннов кочевали болгары, кутригуры, утигуры, сарагуры, оногуры, сабиры и мадьяры. Это и есть угорский этап истории восточноевропейских степей. Если бы не одно НО.

Во – первых, хотя византийский хронист Агафий и не дает перечня племен по которым можно было бы определить языковую принадлежность сувар, но он пишет, что они поклонялись богу солнца Куару. Как нам удалось выяснить на ненецком языке солнце именуется – ХАЕР. Ненецкий же язык относится к самодийской ветви, как и языки селькупов, энцев и нганасан. Во – вторых степи Северного Кавказа имеют обширную самодийскую топонимику, в том числе и название знаменитого городка Северного Дагестана - Хасав-юрт. Хасав-юрт означает хасовов пастбища. Самоназвание же ненцев – ХАСОВА. В третьих, верховный бог самодийской мифологии – Торум, который изображается на одежде самодийских народов в виде всадника. Таким образом, мы делаем вывод, что сувары не угроязычны, а говорили на одном из самодийских языков. Эндоэтноним сувар византийских источников или сипыр легенды сибирских татар фактически должен был звучать – СИБИР. То есть, сибиры до 5-го века обитавшие на юге Западной Сибири дали название этому региону. А с завоеванием сибирского ханства Ермаком в конце 16-ого века в ходе дальнейшей русской экспансии это название распространяется на север в плоть до Карского моря и на восток до Тихого океана.

Агафий пишет, что сувары носили странную прическу, лоб брили, а по бокам и сзади отпускали по косе. Их наемные отряды воевали на стороне то Византии, то Сасанидского Ирана. Их вожди предпочитали получать за свои услуги много золота. Потому их в Византии стали называть «Златолюбивые косоносцы».

После ухода сибир в Предкавказье другая часть носителей саргатской культуры идет в степи Башкирии. Смешавшись с местным населением они создают кушнаренковскую археологическую культуру, которую некоторые археологи называют караякуповской или куштерякской. В то же время в ареал саргатской культуры вторгаются носители кулайской культуры из Среднего Приобья. Саргатская культура несколько меняется и носит теперь название потчевашской. Потчевашцы через несколько десятилетий частично мигрируют в ареал кушнаренковской культуры. Вслед за первой волной кулайцев в места потчевашской культуры приходит вторая. Через какое-то время почти все подчевашцы направляются в Башкирию. Стоит добавить что кулайцы мигрировали не только на юго-запад, но и на юго-восток, на Алтай и далее на Саяны. Первая волна кулайцев на юго-запад и на юго-восток это самодийскоязычные – карагасы. Вторая волна в тех же направлениях - это самодийскоязычные – мадыры. Известно, что в 1606 году мадыры в Минусинской котловине стали платить ясак русским казакам.В русских летописях мадыры именуются по разному. И как маторы, и как маторские люди, и как мааты. Мы считаем что мадыры это не кто как мадьяры.

В 6-ом веке евразийские степи от Большого Хингана на востоке до Дона на западе входят в состав Тюркского каганата во главе с династией Ашина. В 7-ом веке каганат разделяется на Западный и Восточный. Вскоре в ходе гражданской войны Западный каганат дробится на части. От Дона на западе до реки Урал на востоке и от Кавказа на юге до тайги на севере появляется Хазарский каганат. Господствующим слоем в каганате являются немногочисленные тюрки. Основное население каганата это – самодийскоязычные хазары, угроязычные болгары, ираноязычные ясы, славяноязычные вятичи, венгры и ираноязычные буртасы. В 8-ом веке верхушка каганата принимает иудаизм. Но большинство населения отказывается, начинается религиозная война. Входе которой значительная часть населения каганата уходит на запад. Болгары в Нижнее Подунавье. Часть болгар в горы Кавказа. Это современные балкарцы. Другая часть болгар в Среднее Поволжье. Это камские булгары, предки казанских татар. Венгры из Приуралья идут в Ателькузу (причерноморские степи). А в 896 году под натиском печенегов через Верецкий перевал в Карпатах вторгаются в Среднее Подунавье и уничтожают там словенское государство. Во главе венгров стоит вождь Арпад, который дал начало первой венгерской династии Арпадовичей. Пол столетия венгры грабят всю Европу пока не были разбиты германским королем Оттоном в битве при Лехе в 955 году. Прическа венгерских воинов полностью совпадает с прической северокавказских сибиров. Такой же бритый лоб и три косы.

В 952 году византийский басилевс Константин Порфирогенет (Богрянородный), правивший империей с 945 по 959 год, написал трактат «Об управлении Империей» для сына-наследника Романа, где в частности дал перечень венгерских племен от некого информатора-венгра Булчу. Он пишет, что венгры состоят из семи племен. Это куртугермат, тариана, неки, генах, мегери, кари и каси.

По нашему мнению Басилевс явно ошибся он соединил два этнонима в одно и получил куртугермат. После, перечисляя остальные, он недосчитался одного племени и разделил последние на два, на кари и каси. Фактически информатор Булчу говорил ему что венгры состоят из семи племен: коурдаков, юрмат, тереня, гайна, медьер, нанга и карагасов. Если гайна и юрматы явно угроязычны и имеют башкирские аналогии, тереня, нанга и коурдак то же угроязычные и имеют сибирско-татарские параллели, то карагасы и мадьяры говорили на самодийском языке, который происходит из селькупского. Причем мадьяры занимали в племенном союзе венгров господствующее положение. И из их среды происходит первая правящая династия Арпадовичей и современная самоназвание венгров. В русском языке венгры это искаженный этноним оногуры.

Между прочим когда Нижьнее Подунавье в 7-ом веке завоевывают болгары хана Аспаруха, то обитавший там союз семи словянских племен оказывает сопротивление, а северы поддерживают болгар. Из 12-ти племенных союзов Древнерусского государства так называемые северяне лесостепного Преднепровья это никто иные как потомки сибиров, так же как и северы Нижнего Подунавья.

Часть современных астраханских татар именуют себя КАРАГАШИ. То есть это след миграции КАРАГАСОВ в составе венгерского племенного союза и дополнительный аргумент в пользу нашей гипотезы.



Глава 5. Тюрко–монгольский финал истории евразийских степей.

С появлением в 6-ом веке Тюркского каганата от Большого Хингана на востоке до Дона на западе начинается ассимиляция большинства завоеванных народов. Инисейскоязычные племена лесостепей Восточной и Западной Сибири переходят на тюркский язык. То же самое происходит и с ираноязычными кочевниками Казахстана. Сохранили свой язык оседлые тохары в оазисах Синьцзяня и кочевое и оседлое население Восточной Европы.

В начале 10-ого века на территории Хазарии и далее вплоть до Карпат вторгаются печенеги. Они состоят из восьми племен. Четыре из них кочуют от Днестра до Дона, а остальные далее на восток вплоть до Волги. Три племени печенежского союза считаются благородными и именуются КАНГАР. Их предки говорили на иранском языке и кочевали в Семиречье Восточного Казахстана, где у них было государство Кангюй китайских источников. Печенеги совершают набеги на балканские провинции Византии и на Древнерусское государство. В 972 году русский князь Святослав возвращаясь из похода на Византию был убит вместе с дружиной печенегами Днепровского Левобережья. Из черепа Святослава печенежский вождь Куря приказал сделать чашу и оковать ее золотом, из которой он и его потомки пили на пирах. Небольшая часть печенегов в том же 10 веке занимают лесостепи Башкирии. От их этнонима происходит название города Кунгур.

В 9-ом веке в степях от Урала до Оби возникает Кимакский каганат. Господствуют в нем кимаки Прииртышья. Западную часть этого каганата занимают кипчаки. После гибели в середине 9-ого века уйгурского каганата в монгольских степях от туда в состав Киматского каганата прикочевывают три племени – эймюры, байандуры и татары. Другая часть этих же племен входит в состав племенного союза огузов Центрального Казахстана. В 11-ом веке часть огузов во главе с династией Сельджукидов двинулась на юг и завоевывает Среднюю Азию, Иран, Переднюю Азию и Малую Азию. После государства Сельджукидов делится на множество султанатов. Самый западный бейлик Иконийского султаната владения которого занимают Малую Азию превращается в последствии в Турецкую империю. Первый султан этой империи – Осман сын Эртогула из племени кайы. Иначе Турецкая империя называется Османской. В 1453 году турецкий султан Мехмед – II Фатих завоевывает Константинополь и переименовывает его в Истамбул.

Другая часть Огузов в 11-ом веке переходит Волгу и пытается обосноваться в печенежских степях. Это им не удается и они подкочевывают к южным границам Руси. Часть Огузов занимает поречье реки Рось и русские их называют черными клобуками. Сами же Огузы именуют себя КАРАКАЛПАК, так как носят черные шапки в форме колпаков. Другая часть Огузов оседает в лесостепном Приднепровье Она состоит из четырех племен : эймюр, байандур, татар и кайы. И русы их называют – коуи.

В 11-ом веке Кимакский каганат прекращает существование. Западные племена бывшего каганата частично уходят в Предкавказье и Причерноморье, а небольшая часть в Башкирию. Самоназвание этих племен КЫПЧАК, у русских они получили название половцы. Кыпчаки говорили на другой ветви тюркских языков нежели огузы. Они состояли из одиннадцати племен. Печенеги вынуждены были уйти на Балканы и пытались завоевать балканские провинции Византии. Однако ромеи с помощью половцев почти полностью уничтожают печенегов. Далекие потомки оставшихся это ГАГАУЗЫ, живущие ныне на юге Молдавии.

Погребальный обряд половцев весьма характерен. Их захоронения в древнескифских курганах. Это трупоположения в кольчугах, шлеме и с саблей. Вместе погребали боевого коня. На вершине кургана ставили каменное изваяние в форме человека в половецкой одежде с боевым поясом с саблей и кубком в правой руке. Статуи были как мужские так и женские. Русские их называли половецкими бабами. На самом деле слово БАБА в кипчакском языке означает (предок).

В 1118 году князь Владимир Мономах с целью оградить Русь от половецких набегов совершил поход в степи, разгромил половцев и вынудил их часть уйти в Грузию, Прикубанских степях 9-ом – 12-ом веках кочевали Черные Болгары, говорившие уже давно на тюркском языке.

Ученые считают что этноним башкир БАШКОРТ в переводе (главный волк). Однако они не учитывают, что в 11 веке на земли печенегов в Башкирии вторглись половцы. После этого предки башкир, говорившие на языке огузской ветви тюркских языков, перешли на язык кипчакской ветви. На огузском языке волк – БИРЮ. Так что главный волк, как утверждают эти исследователи, звучало бы – БАШБИРЮ. Мы полагаем, что эндоэтноним БАШКОРТ надо переводить «Серые волки», это во первых. Во вторых, главный тотем древних тюрков, от которого они ведут якобы свое происхождение – это серый волк, которого они изображали на своих знаменах.

С 6-ого века на востоке Средней Азии кочуют тюркоязычные племена НУШИБИ, ДУЛУ, ЯГМА, ЧИГИЛИ, В 8-ом веке из степей Алтая к ним приходят КАРЛУКИ. В Восточном Прикаспии обитают ТУРКМЕНЫ. С Севера - восточней их кочуют – ТЮРГЕШИ. От волги до Иртыша обитают восточные КИПЧАКИ. Их страну арабские авторы именуют Дешт-и-Кипчак. В 10 веке енисейские кыргызы проиграв войну с монгольскими племенами уходят на юго запад в горные районы Тянь-Шаня. По той же причине КУРЫКАНЕ идут на север в современную Якутию. Ведущие якутское племя называется КАНГАЛАС. Получается, что лидеры якутов в родстве с кангарами Средней Азии, с башкирами Приуралья и печенегами Причерноморья. Уйгуры Северо-Западного Китая, ассимилируя тохар, оседают на землю. Из юго восточного Прикаспия с начала КАРАКОЮНЛУ «чернобаранные», а потом и АККОЮНЛУ «белобаранные» откочевывают в Северо-западный Иран и в Азербайджан. Поглощают местное иранское население и становятся предками азербайджанцев.

С третьего века после ухода части гуннов на запад и покорения южных гунном китайцами в степях Центральной Азии господствующее положение занимают монголоязычные народы. Это племенные союзы ЖУЖАНЬ, СЯНЬБИ, ТОБА, КИДАНЬ. К стати от этнонима КИДАНЬ происходит название китайцев. Сами же китайцы именуют себя ХАНЬ.

В 11 веке КИДАНЕ под давлением маньчжуроязычных ЧЖУРЧЖЕНЕЙ уходят в Восточный Казахстан. В степях Монголии и Ордоса в XI-XII веках качуют манголоязычные племена это НАЙМАНЫ, КЕРАИТЫ, БАРУЛАСЫ, БАЯТЫ, БУРЯТЫ, ДЖАЛАИРЫ, МОНГОЛЫ, ТАЙЧЖУИТЫ и ТАТАРЫ. На северо-востоке этого ореала кочуют самодийскоязычные МЕРКИТЫ, которые вскоре переходят на тюрский язык. Господствующее положение в степях Центральной Азии в это время занимают ТАТАРЫ, которые состоят из четырех племен.

В середине XII века вождь монголов Есугай - Баатур, возвращаясь из поездки к джалаирам остановился переночевать у татар и был отравлен ими. Этим самым татары грубо нарушили закон степного гостеприимства. Одним из сыновей Есугая был Темуджин Кият-Борджигин, что в переводе « Кузнец Синеглазый».Повзрослев Темуджин стал во главе части монгол. У другой части монгол стал его двоюродный брат Джамуха. Темуджин заключал союзы то с одними то с другими вождями монголоязычных племен, покорил их и стал во главе союза новых племен, приняв титул тенгрис-каан, что в переводе «небесный государь». В русском искажении это Чингиз-Хан.. Еще в молодости он был женат на Бортэ. Ее захватили в плен меркиты.

Через два года Чингиз-Хан освободил ее и на обратном пути из набега на меркитов она родила ему сына. Чингиз-Хан назвал его Джучи «гость» это имя дано старшему сыну так, потому что настоящим отцом Джучи был меркитский вождь Чиледул.

В 1204 году у озера Буир - Нор у западных отрогов Большого Хингана Чингиз-Хан в ожесточенной битве разгромил татар. Он приказал убить всех взрослых пленных, а детей, кто был ниже ростом колеса арбы, обратить в рабство. Но его нойоны посоветовали ему убить и детей обьяснив, что когда дети вырастут, то будут мстить. Все дети были убиты кроме двух девочек, которых Чингис-Хан взял в свой гарем.

В 1223 году, покорив до этого народы Южной Сибири он разгромил государство Хорезм-шаха в Средней Азии, Афганистане и Иране. В 1227 году взял штурмом город Джунсин- столицу государства тангутов Си-Ся, возвращаясь в свою столицу Каракорум в междуречье рек Инона и Керулена он умер. Еще при жизни он отменил деление на племена и разделил всех кочевников Центральной Азии на десятки, сотни, тысячи и тумены «десятки тысяц». Созданная Чингиз-Ханом империя называлась Ёке Монгол Улус «великое монгольское государство» и простиралось от Волги на западе до Большого Хингана на востоке, до реки Аму-Дарьи и гор Тибета на юге и южной тайги Сибири на севере. Потомки Чингиз-Хана завоевали Волжскую булгарию, половецкие степи и Русь на заподе. Афганистан, Иран, Ирак, Сирию и Китай на юге. Ёке Монгол Улус вскоре раздробился на Золотую орду, Белую орду и Синюю. К стати столицей Белой орды стал город Тюмень, основанный в 1242 году четвертым сыном Джучи-Шейбаном. От Средиземного моря на западе до Индии на востоке возникло государство Хулагуидов. На юго-востоке Средней Азии появляется Чатагайский улус. В Монголии и в Китае возникает империя Юань.

В XVII веке, когда давно ушли в небытие Монгольские государства манжуры покоряют восточных и южных монгол, а западные монголы в составе четырех племен (ХОЙТЫ, ХОШОУТЫ, ДЭРБЕТЫ, ЗЮНГАРЫ), уходят в степи Северного Кавказа. Это колмыки. В последствии евразийские степи были распаханы и кочевники осели на землю. Только около половины монгол монгольской республики и все монголы в провинции Внутренняя Монголия, Китая продолжают кочевать. Этот образ жизни сохранили и казахские племена БАЙБАГЫШ и УЙСУН китайской провинции Синьцзянь.

И последнее. В наше время большинство народов мира ходят в одинаковой одежде и носят одинаковые прически. Однако еще какую-то сотню лет назад большинство народов имели свои национальные костюмы и присущие только им прически. Например, женщины африканского племени масаев брились наголо. До конца XV века замужние женщины Великого Новгорода так же брились на голо, что бы, если какой охальник сдернет с головы платок, не опростоволосится.

В древности прическа носила не только этническое но и социальное значение. Митаннийские арии на лысой голове имели две пряди волос одна свисала со лба, вторая с затылка. Первая называлась шикхандака и символизировала гриву коня. Вторая – капуккола, подразумевавшая хвост коня. Эту прическу имели только кшатрии, то-есть воины колесничии. Боевая колесница у митаннийских ариев называлась меркава. У индоариев Индостана название колесницы – ратха. Название боевой колесницы древних иранцев - рата. Колесница тохаров Монголии носила имя Кокэл.

Болгары Аспаруха, вторгнувшиеся в Нижнее Подунавье имели один длинный клок волос свисающий со лба. Когда русский князь Святослав в 60-е годы покорил Хазарский каганат, основное население которого составляли болгары, что бы привлечь их на свою сторону стал носить болгарскую прическу. В 971 году после битвы под Доростолом Святослав встретился с византийским императором Иоанном Цымисием в лодке на середине Дуная. Увидев чуб Святослава византийский император решил, что все русские носят их. Часть болгар в XI веке была переселена под именем черкасы под Киев для охраны границы. В последствии они составили ядро запорожского казачества. Казаки носили оселедец, который именовали иногда чупрыной. Украинцы называли казаков хохлами, а позже русские стали именовать хохлами все население восточной Украины.

В V-ом веке вожди германоязычных франков из династии Меровингов носили длинные волосы до плеч, а франкские воины имели хохлы на бритой голове. Мы полагаем, это результат ассимиляции кимвров, пришедших из восточно-европейских степей в середине 1-ого тысячелетия нашей эры. Это дополнительный аргумент, что кимвры – потомки кельтоязычных степняков.

Все права защищены.
Яковлев В.М. 2012 год.