ЛЕГЕНДАРНЫЙ НАРОД ДАВШИЙ СИБИРИ ИМЯ


Легенда сибирских татар гласит, что в лесостепи Притоболья в незапямятные времена обитал народ, который разводил скот, и назывался сипыр. Казанские ученые считают, что сипыры говорили на тюркском языке.

С 5-ого века до нашей эры по 5-тый век нашей эры в лесостепной полосе Западной Сибири от Урала до Иртыша существовала саргатская археологическая культура. Византийский хронист Приск Панийский пишет, что в 463 году в Константинополь прибыло посольство от кочевников Северного Кавказа и потребовала дани. До этого ромеи платили во избежание набегов северокавказским сарагурам. Послы заявили, что они покорили сарагур и имеют право на дань. Византийской летописи эти завоеватели названы суварами.

Еще в 4-ом веке до нашей эры в степях Монголии появляется новый племенной союз хунну. Они после ожесточенной войны с юэчжами, которые кочевали к западу от Монгольского Алтая разгромили их и заставили уйти в степи Казахстана. Позже эфталиты, как на самом деле именовали себя юэчжи, уходят на юг в земли Афганистана и Пакистана. Ныне это народ абдали, говорящий на иранском языке.

После ряда кровопролитных воин с китайцами часть хунну покорилось, а другая во главе с вождем Чжи-Чжи уходит в Северный Казахстан и Южную Сибирь. В конце 4-го века нашей эры гунны, как их теперь именуют европейские авторы, разгромив ираноязычных алан в Предкавказье и уничтожив государство германоязычных остготов в Северном Причерноморье вскоре появились во главе с вождем Аттилой на границе с Восточной Римской империей.

Они покоряют славян в Среднем Подунавье, германские народы: вестготов, гепидов, лангобардов, бавар, тюренгов, саксов, франков и бургундов. В 451-ом году Аттила, получив дань от Византии двинул свои войска для покорения западной Римской империи в Галлию. Там на каталаунских полях произошла битва народов, названная так потому, что на стороне римлян воевали многие германские народы, как и на стороне гуннов. Аттила проиграл и через два года был убит своей германской наложницей Сунильдой во время брачной ночи в 453 году. Сыновья Аттилы проиграли битву с восставшими германцами при Недао и ушли с остатками гуннов в Причерноморье.

Языковая принадлежность гуннов до сих пор вызывает многочисленные споры. Одни считают, что они говорили на неразделенном тюрко-монгольском языке, потомкам которого является чувашский. Другие думают, что это был славянский язык. Это бредовая идея основана на том, что гунны на пирах пили хмельной напиток медос. Это мед который им давали подневольные славяне. Последнее время ученые приходят к выводу, что язык гуннов угорский. Это значит, что гунны языковая родня манси, хантам и венграм.

На основании многих других нарративных источников с IV по IX век включительно в степях Восточной Европы кроме гуннов кочевали болгары, кутригуры, утигуры, сарагуры, оногуры, сабиры и мадьяры. Это и есть угорский этап истории восточноевропейских степей. Если бы не одно НО.

Во – первых, хотя византийский хронист Агафий и не дает перечня племен по которым можно было бы определить языковую принадлежность сувар, но он пишет, что они поклонялись богу солнца Куару. Как нам удалось выяснить на ненецком языке солнце именуется – ХАЕР. Ненецкий же язык относится к самодийской ветви, как и языки селькупов, энцев и нганасан. Во – вторых степи Северного Кавказа имеют обширную самодийскую топонимику, в том числе и название знаменитого городка Северного Дагестана - Хасав-юрт. Хасав-юрт означает хасовов качевья. Самоназвание же ненцев – ХАСОВА. Таким образом, мы делаем вывод, что сувары не угроязычны, а говорили на одном из самодийских языков. Эндоэтноним сувар византийских источников или сипыр легенды сибирских татар фактически должен был звучать – СИБИР. То есть, сибиры до 5-го века обитавшие на юге Западной Сибири дали название этому региону. А с завоеванием сибирского ханства Ермаком в конце 16-ого века в ходе дальнейшей русской экспансии это название распространяется на север в плоть до Карского моря и на восток до Тихого океана.

Агафий пишет, что сувары носили странную прическу, лоб брили, а по бокам и сзади отпускали по косе. Их наемные отряды воевали на стороне то Византии, то Сасанидского Ирана. Их вожди предпочитали получать за свои услуги много золота. Потому их в Византии стали называть «Златолюбивые косоносцы».

Все права защищены.
Яковлев В.М. 2012 год.